понедельник, 8 сентября 2014 г.

"Рождественское чудо Джонатана Туми" (Великобритания, 2007)


Рождественское чудо Джонатана Туми
The Christmas Miracle of Jonathan Toomey
Режиссер Билл Кларк
Великобритания, 2007 год

Трудно представить, но бывают экранизации, которые с головой перекрывают литературные первоисточники. Так случилось с книжкой американской библиотекарши Сьюзан Войцеховски — она, женщина верующая, перед каждым рождеством собирала своих юных посетителей и читала им хрестоматийные рождественские истории, а потом так раззадорилась, что сочинила собственную.
Получилась детская книжка с картинками, красочная, назидательная, трогательная, с христианской моралью — но схематичная и постная, даром что почти моментально стала детской классикой (кстати, издана она и в России). А вот фильм, поставленный по ней, оказался совершенно чудесным.
Сюжет, повторюсь, прост до примитивности. В некоей деревне живет резчик по дереву — молчун, бирюк, нелюдим; никто не знает, что за пару лет до переезда сюда он потерял жену и маленького сына. К нему приходит вдова с сыном и просит вырезать фигурки для рождественского вертепа взамен утраченных, а заодно и просит присутствовать при процессе изготовления. Резчик поначалу отвечает отказом, но, проникшись смирением заказчиков, мало-помалу оттаивает и в конце идет со вдовой и сыном к рождественской службе.
Для кино сюжет пришлось раскрасить деталями. Вдова и ее сын Томас оказались жертвами Первой мировой; фигурки оказались утерянными во время вынужденного переезда в деревню; резчика дразнили деревенские дети — ну и так далее. А самое главное — на роль Джонатана Туми режиссер Кларк пригласил Тома Беренджера.
Полузабытый сейчас актер, звезда «Взвода» и «Рожденного четвертого июля», брутальный мачо из «Снайпера», оказался идеальным персонажем почти диккенсовской истории; в нем резчик Туми обрел едва ли не лучшее воплощение, чем в сусальных иллюстрациях художника Линча, собственно, и сделавших книжку Войцеховски бестселлером. Острый, колючий взгляд исподлобья постепенно теплеет; резкие жесты постепенно смягчаются; даже пластика работы, движения резца меняются — и при этом герой Беренджера не теряет ни капли маскулинной убедительности. Понятно, что и партнеры у него оказались прекрасные — дочь Тони Ричардсона и Ванессы Редгрейв Джоэли Ричардсон, сыгравшая вдову, актриса гибкая, пластичная, тонкая и очень точная в деталях — ну и замечательный Люк Уорд-Уилкинсон, сыгравший мальчика Томаса, - живого, нервного, любопытного и любознательного. Во всяком случае, сцена, в которой Томас говорит мистеру Туми о том, что его овцы были радостными оттого, что рядом с ними был младенец Иисус, не выглядит ни сусальной, ни нарочитой — мальчик искренне и с убежденностью говорит об очевидных для него вещах.
Короче говоря, если у христианских ценностей и есть какие-то опоры кинематографического свойства, в которых они звучат ясно и без начетничества, то это такие вот, безыскусные и красивые фильмы, в которых эти ценности звучат, как хрустальные колокола — ну или как песня Стива Эрла, которой, собственно, фильм и заканчивается.

Комментариев нет:

Отправить комментарий