The Christmas Miracle of Jonathan Toomey
Режиссер
Билл Кларк
Великобритания,
2007 год
Трудно
представить, но бывают экранизации,
которые с головой перекрывают литературные
первоисточники. Так случилось с книжкой
американской библиотекарши Сьюзан
Войцеховски — она, женщина верующая,
перед каждым рождеством собирала своих
юных посетителей и читала им хрестоматийные
рождественские истории, а потом так
раззадорилась, что сочинила собственную.
Получилась
детская книжка с картинками, красочная,
назидательная, трогательная, с христианской
моралью — но схематичная и постная,
даром что почти моментально стала
детской классикой (кстати, издана она
и в России). А вот фильм, поставленный
по ней, оказался совершенно чудесным.
Сюжет,
повторюсь, прост до примитивности. В
некоей деревне живет резчик по дереву
— молчун, бирюк, нелюдим; никто не знает,
что за пару лет до переезда сюда он
потерял жену и маленького сына. К нему
приходит вдова с сыном и просит вырезать
фигурки для рождественского вертепа
взамен утраченных, а заодно и просит
присутствовать при
процессе изготовления. Резчик поначалу
отвечает отказом, но, проникшись смирением
заказчиков, мало-помалу оттаивает и в
конце идет со вдовой и сыном к рождественской
службе.
Для
кино сюжет пришлось раскрасить деталями.
Вдова и ее сын Томас оказались жертвами
Первой мировой; фигурки оказались
утерянными во время вынужденного
переезда в деревню; резчика дразнили
деревенские дети — ну и так далее. А
самое главное — на роль Джонатана Туми
режиссер Кларк
пригласил Тома Беренджера.
Полузабытый
сейчас актер, звезда «Взвода» и «Рожденного
четвертого июля», брутальный мачо из
«Снайпера», оказался идеальным персонажем
почти диккенсовской истории; в нем
резчик Туми обрел едва ли не лучшее
воплощение, чем в сусальных иллюстрациях
художника Линча, собственно, и сделавших
книжку Войцеховски бестселлером.
Острый, колючий взгляд исподлобья
постепенно теплеет; резкие жесты
постепенно смягчаются; даже пластика
работы, движения резца меняются — и при
этом герой Беренджера не теряет ни капли
маскулинной убедительности. Понятно,
что и партнеры у него оказались прекрасные
— дочь Тони Ричардсона и Ванессы Редгрейв
Джоэли Ричардсон, сыгравшая вдову,
актриса гибкая, пластичная, тонкая и
очень точная в деталях — ну и замечательный
Люк Уорд-Уилкинсон, сыгравший мальчика
Томаса, - живого, нервного, любопытного
и любознательного. Во всяком случае,
сцена, в которой Томас говорит мистеру
Туми о том, что его овцы были радостными
оттого, что рядом с ними был младенец
Иисус, не выглядит ни сусальной, ни
нарочитой — мальчик искренне и с
убежденностью говорит об очевидных для
него вещах.
Короче
говоря, если у христианских ценностей
и есть какие-то опоры кинематографического
свойства, в которых они звучат ясно и
без начетничества, то это такие вот,
безыскусные и красивые фильмы, в которых
эти ценности звучат, как хрустальные
колокола — ну или как песня Стива Эрла,
которой, собственно, фильм и заканчивается.
Комментариев нет:
Отправить комментарий