В
городе Сочи темные ночи
Режиссер
Василий Пичул
СССР,
1990 год
От
этого фильма ждали очень многого. Ну
как же – вторая картина режиссера
«Маленькой Веры», буквально взорвавшей
советское кинопространство за два года
до этого, первого фильма с неприкрытым
актом любви на белой простыне экрана
(мало кто, впрочем, понимал, о чем на
самом деле фильм – а он был про
беспросветный ужас повседневности уездных советских
городов и про невозможность вырваться
из замкнутого круг жизни в них). Тем
более что в главной женской роли была
заявлена та же Наталья Негода.
Очень
хорошо помню: кинотеатры были переполнены.
Помню и то, с каким недоумением уходили
с сеансов зрители – и понимаю это
недоумение. Но никоим образом не понимаю
нынешнего отношения к этому – безусловно,
выдающемуся – фильму, фактически
завершившему историю советского игрового
кино – в его большом, широкоэкранном
понимании. Потому что в нем, как нигде
сконцентрировалось буквально все, чем
по горло была переполнена страна. И
бросившая институт девушка Лена, героиня
Негоды, и виртуозно сыгранный Алексеем
Жарковым хитрюга-сантехник Степаныч,
как бы главные герои фильма, невероятным
образом стали парой проводников по
последнему году СССР – своеобразными
Вергилиями в путешествии по нашему
локальному аду.
Заштатный
театр, погружающийся в темноту
бессмысленности и нищеты – метафора
всей страны. Герои, нелепые, бессмысленные,
неустроенные, рвущиеся в этот идиотский
Сочи, как беспризорники 20-х – в Ташкент,
за теплом, весельем и сытостью. И в этом
самом городе-вертепе, под звуки песни композитора Матецкого, потрясающе
смимикрировавшего под всю тогдашнюю
кооперативную попсу, перед глазами
зрителей происходит то, что называется
Полный Пэ. Это край, после которого
ничего нет и быть не может, и то, в какой
форме он появляется перед нами (наручники
на запястье мертвого милиционера и
дверь, которую невозможно открыть) –
это всего лишь частность. Ритм песни – это
ритм горящего бикфордова шнура.
…Пичул
снимет потом еще два странных фильма и
переключится на сериалы. Негода уедет
в Штаты и заживет негромкой жизнью. А
фильм этот останется строчкой в Википедии
и обрывком залихватской мелодии – и
вернется к нам, когда Сочи снова станет частью мифологии уже нового времени. Кстати говоря, именно тогда выяснится, что ночи в городе
Сочи не просто темные - они стали еще темнее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий