Нанук
с Севера
Nanook Of The North
Режиссер
Роберт Флаэрти
США,
1922 год
Этот
фильм упоминается во всех возможных
киносправочниках и энциклопедиях, но
он стоит того, чтобы рассказать о нем
снова – потому что это еще и история о
воплощенной в жизнь мечте, воплощенной
несмотря ни на что. А этого самого «что»
было в достатке.
Начинается
она в 1913-м, когда Роберт Флаэрти, сын
ирландских эмигрантов, выпускник горного
училища, работающий в геологической
партии в окрестностях Гудзонова залива,
берет с собой в очередную экспедицию
кинокамеру, чтобы снять фильм о жизни
тамошних эскимосов. Он снимает довольно
много материала, а пару лет спустя
наконец находит время, чтобы попытаться
смонтировать черновик будущего фильма.
Монтировать он едет в Торонто, но в
монтажной неосторожно закуривает;
почти 22000 метров целлулоидной пленки
сгорает почти мгновенно. На руках у
Флаэрти остается только одна копия,
которой он недоволен.
Но
решимости 38-летнего дебютанта можно
подивиться – спустя четыре года он
находит французскую мехоторговую
компанию, которая дает ему денег. Он
берет с собой полный комплект – две
камеры, устройства для проявки и печати
негативов, даже кинопроектор; селится
на фактории братьев Ревийон в провинции
Квебек — и снимает, снимает, снимает, снимает.
Флаэрти
в 1922-м показал в Париже и Берлине немой
фильм о жизни эскимоса Нанука, практически
библейского масштаба эпос о том, как
человек преодолевает стихию, чтобы жить
дальше. Это совершенно киплинговское
кино, про сильного с сильным у края земли – вот только
в роли второго сильного тут занят весь
окружающий Нанука мир. И Нанука не злит
это; его отношения с миром – отношения
равных, и оба прекрасно понимают
правила игры.
…Флаэрти упрекали в том, что он заставлял эскимосов
играть те или иные ситуации, в том, что
Нанука на самом деле звали Аллакариаллак
, а та, что сыграла его жену, не была его
женой. Да, Флаэрти лукавил, заставляя
своего героя охотиться с примитивным
самодельным оружием, тогда как в
реальности эскимосы давно использовали
ружья, но получилось великое кино, и
грехи режиссера — ничто по сравнению с
результатом. Потом
то, что он делает, назовут «докьюфикшен»;
он снимет «Человека из Арана» — не
меньшего масштаба фильм про ирландских
рыбаков, станет призером Венецианского
фестиваля, умрет в 67 лет, после смерти его именем
назовут остров в Гудзоновом заливе.
А
пока – пока он лезет в строящийся иглу,
камера от холода заедает, становится
все темнее. Он помнит, как горели те
чертовы метры пленки и повторяет про
себя: не буду курить в монтажной. И Нанук
кладет один на другой ледовые
кирпичи.
нет такой фамилии. его зовут Флёрти
ОтветитьУдалить