понедельник, 15 сентября 2014 г.

"Полет ворона" (Исландия-Швеция, 1984)

Полет ворона
Hrafninn Flýgur
Режиссер Храбн Гюндлёйгссон
Исландия-Швеция, 1984 год

Если кто и снял правдивые фильмы о викингах, так это исландец Гюндлёйгссон, которого считают лучшим учеником Ингмара Бергмана. Он снял трилогию о викингах, в которой фильмы, в сущности, не связаны единым сюжетом, но зато выстраивают перед глазами зрителя картину прошлого, не смягченную розовой водой романтики.
...На исландский берег выходит юноша. Он ирландец, но имя его неизвестно; все называют его Гестур – то есть гость. Гость-то он гость, да не с добрыми вестями приехал он на дикий остров: его отца убили местные викинги во время набега – и вот теперь он вырос, и месть его настоящее имя. Он спокоен, рационален; его ненависть холодна, как сталь меча: он стравливает вождей кланов, а мелкую сошку валит направо и налево так, что вина лежит на враждебном клане…

Циклу фильмов Гюндлёйгссона недаром присвоили особый стилистический термин – «тресковые вестерны». Это кино если и красиво, то той красотой, которую иногда можно найти в отвратительном. Мир, созданный режиссером, неприятен ни на вид, ни на ощупь: ни в одном из героев нет ни грана героики – собственно, это закутанные в грязные шкуры почти что животные, живущие не то в норах, не то в пещерах; от них почти ощутимо пахнет китовым жиром, ворванью, копченой треской. Сражаются и умирают они тоже некрасиво, неправильно – но, наверное, именно так, как сражались и умирали викинги в IX веке. Однако не только это привлекает меня в «Полете ворона». Гюндлёйгссону (по непроверенным данным, сюжетно опиравшемуся на "крутые" детективы Дэшиела Хэммета) удалось наглядно показать, как насилие порождает новое насилие, как порочен и неостановим этот круг. Поневоле подумаешь о том, что «подставить левую щеку» - не такой уж плохой совет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий