Полет
ворона
Hrafninn Flýgur
Режиссер
Храбн Гюндлёйгссон
Исландия-Швеция,
1984 год
Если
кто и снял правдивые фильмы о викингах,
так это исландец Гюндлёйгссон, которого
считают лучшим учеником Ингмара Бергмана.
Он снял трилогию о викингах, в которой фильмы, в
сущности, не связаны единым сюжетом, но
зато выстраивают перед глазами зрителя
картину прошлого, не смягченную розовой
водой романтики.
...На
исландский берег выходит юноша. Он
ирландец, но имя его неизвестно; все
называют его Гестур – то есть гость.
Гость-то он гость, да не с добрыми вестями
приехал он на дикий остров: его отца
убили местные викинги во время набега
– и вот теперь он вырос, и месть его
настоящее имя. Он спокоен, рационален;
его ненависть холодна, как сталь меча:
он стравливает вождей кланов, а мелкую
сошку валит направо и налево так, что
вина лежит на враждебном клане…
Циклу
фильмов Гюндлёйгссона недаром присвоили
особый стилистический термин – «тресковые
вестерны». Это кино если и красиво, то
той красотой, которую иногда можно найти
в отвратительном. Мир, созданный
режиссером, неприятен ни на вид, ни на
ощупь: ни в одном из героев нет ни грана
героики – собственно, это закутанные
в грязные шкуры почти что животные,
живущие не то в норах, не то в пещерах;
от них почти ощутимо пахнет китовым
жиром, ворванью, копченой треской.
Сражаются и умирают они тоже некрасиво,
неправильно – но, наверное, именно так,
как сражались и умирали викинги в IX веке.
Однако не только это привлекает меня в
«Полете ворона». Гюндлёйгссону (по непроверенным данным, сюжетно опиравшемуся на "крутые" детективы Дэшиела Хэммета) удалось
наглядно показать, как насилие порождает
новое насилие, как порочен и неостановим
этот круг. Поневоле подумаешь о том, что
«подставить левую щеку» - не такой уж
плохой совет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий