Тот самый Мюнхгаузен
Режиссер
Марк Захаров
СССР, 1979 год
Мировой
кинематограф знает множество трактовок
волшебной истории о завиральном бароне
— о нем снимали Терри Гиллиам и Карел
Земан, Жорж Мельес и Жан Имаж, - и тем не
менее русскому кино удалось взглянуть
на Мюнхаузена весьма и весьма по-своему.
Непросто
понять, каким образом сценарий Григория
Горина прошел все разрешающие и
запрещающие инстанции – аллюзии кажутся
чересчур прозрачными. С другой стороны,
герой-одиночка, противостоящий косному
и бессмысленному окружению — сюжет не
сиюминутный, а вечный. И тем не менее
даже сегодня реплики Олега Янковского
– едва ли не лучшего Мюнхгаузена в
мировом кинематографе - заставляют
поежиться. Или, может быть, не даже, а
именно сегодня.
Масштаб
личности захаровско-горинского Барона
не просто значительней всех, кто вокруг
— значительней в разы, в десятки раз.
Именно поэтому у него репутация лгуна.
Герцогу, главе карликового государства,
непонятно, как один человек может
объявить войну целой стране - и выиграть
ее. Для бургомистра это тем более
смертельно опасно: ведь исполнительная
власть, которую он собой олицетворяет,
ставится под сомнение. Жена и сын Барона
озабочены только собственной выгодой
и репутацией, которую Барон марает — и
даже любимая, возлюбленная Марта,
неспособна остаться рядом с ним: он
пугает ее, жжет ей глаза до боли. Даже
для нее он чересчур настоящий.
А
он - он устал от них всех. И поэтому
монолог Янковского-Мюнхаузена,
взбирающегося к жерлу пушки для финальной
проверки подлинности его личности
методом выстреливания, стоит рассматривать
не как призыв к тем, кто остается стоять
внизу, нет. Там, внизу, пузырится в бокалах
шампанское, они наконец признали того,
кто скрывался под маской цветочника,
Бароном Мюнхгаузеном, но его слова
«Улыбайтесь, господа, улыбайтесь» - не
призыв, но обвинение, брошенное вниз с
высоты уже почти что райской. Для
человека, толковавшего с Ньютоном и
читавшего трагедии Шекспира, на которых
еще не просохли чернила, лишь небо может
быть и критерием, и обителью. Но зрителя
в какой-то момент вдруг пронзает мысль
о том, что ядро никогда не долетит до
Луны, и Луны никакой вовсе нет, и Барон
это знает — но идет на собственноручно
подготовленную и в перспективе мучительную
смерть. Почему? Да просто потому, что он
чудовищно устал от циников, эгоистов,
лгунов, идиотов. И только стараниями
режиссера он лезет и лезет вверх, по
лестнице, которая никак не кончается -
даже тогда, когда закончатся финальные
титры. И если Мюнхгаузен когда-нибудь
остановится, то значит, наступил конец
света, и он свободен, свободен, наконец-то
свободен.
немецкий Мюнхаузен, меж тем, отличный
ОтветитьУдалитьДа вообще сюжет как-то кино умудрилось не испортить. А земановский какой!
Удалить