Десять лодок
Ten Canoes
Режиссер
Рольф де Геер
Австралия,
2006 год
Камера
панорамирует над бескрайним австралийским
болотом. Вернее сказать, болото это не
имеет географической принадлежности,
просто мы открыли коробку с этим диском, поэтому мы знаем, где происходит действие. Голос за кадром говорит нам о
том, откуда он появился на свет, как
попал в лоно собственной матери, и за
ним, мы чувствуем, либо стоят века — либо
он говорит о дне вчерашнем, настолько
прост и невинен его голос, то ли
стариковский, то ли детский. А, говорит
он, когда камера спускается к залослям,
по которой идет группа людей с копьями,
вот и они. Мои предки.
Действие
здесь и впрямь происходит задолго до
того, как европейцы появились в Австралии.
Природа чиста и девственна, люди просты
и смешливы. Но не только. Вот, например, воин завидует своему старшему
родственнику, потому что у того –
несколько жен, а у него – ни одной.
Родственник же в ответ на это рассказывает
о еще более давнишней истории, герой
которой был безнадежно
влюблен в чужую жену. Одну из трех. Жену
собственного брата.
Вы
хотите узнать о том, как случилась
братоубийственная схватка? Ее не будет.
Думаете, что жену украдут? Да, но не ту
и не тот человек. Собственно говоря, тут
начнется вторая история, о том, как
ошибка в идентификации похитителя
приводит к смерти пострадавшего. Старший
брат, убивший воина из племени, которого
счел похитителем, подвергается обряду
мести, и рядом с ним под копья становится
его младший брат…
Я
не знаю, что хотел сказать нам режиссер
Де Геер. Что много тысяч лет назад люди
влюблялись, ревновали и обвиняли друг друга так же, как и мы? Что
девственность природы и гармоничный
образ жизни не мешал страстям и похотям?
Что даже если мы получаем то, что хотели,
это не всегда оказывается тем, что именно
мы хотели? Может быть. Более того, если
так, он прав. Но тем не менее я думаю о
другом.
О
том, как естественны перед камерой те,
кто играет в этом фильме (все актеры –
непрофессионалы). О том, как просто им,
живущим рядом с нами в одно и то же время
не изображать даже, а буквально
переноситься в прошлое, быть эдакими
живыми машинами времени. Как они веселы
и смешливы, как сильны и просты их
чувства, как грациозны они и как красивы
их некрасивые по нашим канонам лица.
Как прекрасен и страшен танец, который
танцет умирающий воин. Как странны звуки
языков группы йулнгу, на которых они
говорят между собой.
А
еще я думаю о том, что, наверное, мои
эмоции – это такая тоска по гармонии
жизни аборигенов. Тоска искусственная,
поскольку я никогда не был аборигеном
и не жил их жизнью, и наверняка не буду
— и еще потому, что я даже и в русской
деревне века XIX-го был бы чужаком, не то
что у аборигенов. А ведь на самом деле
я тоскую по простоте понятий и четкости
определений – всему тому, чего нас
лишили цивилизация и прогресс и без чего мы прекрасно обходимся. Даже
если помним о Десяти заповедях,
которые в той или иной форме были знакомы австралийским аборигенам много
тысяч лет назад.
Комментариев нет:
Отправить комментарий