пятница, 19 сентября 2014 г.

"Изгои" (США, 1983)

Изгои
The Outsiders
Режиссер Фрэнсис Форд Коппола
США, 1983 год

Оклахома, душный маленький городок, конец 60-х. Помимо настоящего мира, мира взрослых, где есть бизнес, где готовят поп-корн и управляют кинотеатрами, есть другой — мир подростков, резко поделенный надвое. Слева — бедные, «Грязнули», справа — богатые, «Пижоны». Для обоих категорий это — опасная игра, во всяком случае, во время уличных драк время от первого удара до раскрытого ножа крайне незначительно. Именно поэтому довольно скоро в кадре окажется первый мертвец. 
Коппола в течение года экранизировал два романа писательницы Хинтон, посвященных теме городского юношеского насилия; первым были «Изгои», вторым - «Бойцовая рыбка». И удивительна та эволюция, которая произошла от первого до второго фильма. «Изгои», написанные 18-летней девочкой в конце 60-х, невероятно наивны и прямолинейны сюжетно, что резко контрастирует с технической и постановочной стороной. Фильм сильно уступает первым фильмам о молодежном стихийном бунте — все-таки после «Бунтаря без причин» прошло 20 лет, и что же? О «Бойцовой рыбке» разговор отдельный, замечу только, что и впрямь кажется, что между ней и "Изгоями" прошло лет пять как минимум. И все, кажется, можно закрыть вопрос.
Но есть в этом несколько неуклюжем и, в общем, не особенно удачном фильме Копполы кое-что очень важное. Оно кроется, во-первых, в очень мощном актерском составе — да, согласен, и Круз, и Диллон, и Томас Хауэлл, и Ральф Маккио почти что дилетанты — но, зная, в кого они довольно скоро превратятся, мы не можем не видеть, сколь они естественны даже в этих ходульных декорациях. Они даже не играют, а живут на наших глазах, и это еще один парадокс «Изгоев» - можно было бы лишить фильм диалогов, он бы от этого только выиграл.
Но если мы призадумаемся, то поймем, что на самом деле именно из этих парадоксов и складывается волшебство кино. Напыщенная музыка Кармайн Копполы, цитаты из Роберта Фроста и «Унесенных ветром», поножовщина, похабень, невинность и смерть — все это непременно соседствует в реальности. Она не подчиняется законам драматургии, здесь все вперемешку — и она невероятна пронзительна, как тоска пятнадцатилетнего паренька, который хочет покончить с собой непонятно от чего. От духоты, пошлости, тупости, от неумения и невозможности принять этот мир как он есть. И если спасение в бравурной песне Стиви Уандера или массовой драке богатых и бедных — так тому и быть, мы ничего с этим сделать не сможем. Разве что сказать, как сказал мальчик Джонни мальчику со странным именем Понибой: оставайся золотым, парень. Оставайся золотым.

Комментариев нет:

Отправить комментарий