Изгои
The Outsiders
Режиссер
Фрэнсис Форд Коппола
США,
1983 год
Оклахома,
душный маленький городок, конец 60-х.
Помимо настоящего мира, мира взрослых,
где есть бизнес, где готовят поп-корн и
управляют кинотеатрами, есть другой —
мир подростков, резко поделенный надвое.
Слева — бедные, «Грязнули», справа —
богатые, «Пижоны». Для обоих категорий
это — опасная игра, во всяком случае,
во время уличных драк время от первого
удара до раскрытого ножа крайне
незначительно. Именно поэтому довольно
скоро в кадре окажется первый мертвец.
Коппола
в течение года экранизировал два романа
писательницы Хинтон, посвященных теме
городского юношеского насилия; первым
были «Изгои», вторым - «Бойцовая рыбка».
И удивительна та эволюция, которая
произошла от первого до второго фильма.
«Изгои», написанные 18-летней девочкой
в конце 60-х, невероятно наивны и
прямолинейны сюжетно, что резко
контрастирует с технической и постановочной
стороной. Фильм сильно уступает первым
фильмам о молодежном стихийном бунте
— все-таки после «Бунтаря без причин»
прошло 20 лет, и что же? О «Бойцовой рыбке»
разговор отдельный, замечу только, что
и впрямь кажется, что между ней и "Изгоями" прошло лет пять как минимум. И все,
кажется, можно закрыть вопрос.
Но
есть в этом несколько неуклюжем и, в
общем, не особенно удачном фильме Копполы
кое-что очень важное. Оно кроется,
во-первых, в очень мощном актерском
составе — да, согласен, и Круз, и Диллон,
и Томас Хауэлл, и Ральф Маккио почти что
дилетанты — но, зная, в кого они довольно
скоро превратятся, мы не можем не видеть,
сколь они естественны даже в этих
ходульных декорациях. Они даже не играют,
а живут на наших глазах, и это еще один
парадокс «Изгоев» - можно было бы лишить
фильм диалогов, он бы от этого только
выиграл.
Но
если мы призадумаемся, то поймем, что
на самом деле именно из этих парадоксов
и складывается волшебство кино. Напыщенная
музыка Кармайн Копполы, цитаты из Роберта
Фроста и «Унесенных ветром», поножовщина,
похабень, невинность и смерть — все это
непременно соседствует в реальности.
Она
не подчиняется законам драматургии,
здесь все вперемешку — и она невероятна
пронзительна, как тоска пятнадцатилетнего
паренька, который хочет покончить с
собой непонятно от чего. От духоты,
пошлости, тупости, от неумения и
невозможности принять этот мир как он
есть. И если спасение в бравурной песне
Стиви Уандера или массовой драке богатых
и бедных — так тому и быть, мы ничего с
этим сделать не сможем. Разве что сказать,
как сказал мальчик Джонни мальчику со
странным именем Понибой: оставайся
золотым, парень. Оставайся золотым.
Комментариев нет:
Отправить комментарий