среда, 27 августа 2014 г.

"Как украсть миллион" (США, 1966)


Как украсть миллион
How To Steal Million
Режиссер Уильям Уайлер
США, 1966 год

Париж, 1960-е. Художник-любитель Шарль Бонне играючи печет подделки под знаменитых художников и сбывает их на аукционах. Не пойман – не вор, и Бонне с легкостью соглашается выдать семейную реликвию, статуэтку Венеры работы собственного отца, за работу Бенвенуто Челлини и выставить в музее. Но для этого нужно застраховать Венеру, а это автоматически означает экспертизу. Параллельно на статуэтку охотится эксцентричный миллионер, а в дом к художнику залезает вор – молодой, красивый, умный и элегантный. Юная дочь ранит его пистолетным выстрелом – и тут же жалеет об этом.
- Папа, я поймала грабителя.
- Что? Но ты успела его разглядеть?
- Было темно, хоть глаз выколи. И вот он стоит — стройный, голубоглазый, довольно интересный.
- Но ты не вызвала полицию?
- Конечно, нет, папа.
- Это хорошо, а где грабитель?
- Я отвезла его домой.
Так закручивается тугая пружина сюжета одной из лучших авантюрных комедий 60-х, которую стоит смотреть не ради искрометной режиссуры (хотя к моменту постановки у Уильяма Уайлера уже было три "Оскара") – а прежде всего ради блистательного дуэта Питера ОТула, того самого грабителя, и Одри Хэпберн, играющую дочь мастера подделок. Его ум, изобретательность и влюбленность, ее нежность, непосредственность и решимость будут направлены на то, чтобы выкрасть из музея тщательнейшим образом охраняемую статуэтку, спасая тем самым бедолагу Бонне. И даже хэппи-энд здесь выглядит досадной помехой, потому что невозможно прекратить наслаждаться этой дуэлью характеров, этими обменами взглядами, этим невероятным тандемом.

Вот удивительное дело – и Уайлер снимал не то чтобы шедевры, потрясавшие мир, и фильм, собственно, был задуман, как милая, изящная, хоть и дорогая – но всего лишь виньетка. А через два года фильму исполнится пятьдесят лет – и никто не посмеет сказать, будто он устарел. К таким картинам применимо словечко «винтаж», которое определяет возраст и одновременно служит гарантией высочайшего качества.
И оттого, как сухощавый, до рези в глазах элегантный О'Тул буквально купается в собственной роли, словно отдыхая от недавнего «Лоуренса Аравийского», а Хэпберн, напротив, серьезна в стремлении спасти отца своей героини, теплеет на сердце, а смех – особенно в сцене, где парочка прячется под лестницей, может оказаться неудержимым. Все это – и еще, конечно, любовь, которую, Питер и Одри не играют, кажется, а переживают, — собственно говоря, и делает «Как украсть миллион» фильмом на все времена.

Комментариев нет:

Отправить комментарий