среда, 27 августа 2014 г.

"Танцы с волками" (США, 1990)


Танцы с волками
Dances With Wolves
Режиссер Кевин Костнер
США, 1990 год

В США идет гражданская война. Лейтенант Данбар откомандирован в маленький отдаленный форт, где и гарнизона-то, собственно, нет, всего-то один капитан. Добравшись до края света, где, собственно, и находится заброшенный форт Седжуик, лейтенант понимает, что капитан, не дождавшись пополнения, покончил с собой; а сопровождающий его погибает в стычке с индейцами. Лейтенант остается один.
Это невероятно красивое кино, медитативное, длинное, неспешное, почти абсурдистское. Данбар, о котором никто не знает и не помнит, в одиночку, верный долгу, в меру сил и способностей поддерживает форт, зачем – совершенно неясно. Он тут абсолютно один, вокруг – прерия и индейцы. Ну и еще волк с белыми носочками на лапах, который каждый вечер приходит к Данбару - то ли из любопытства, то ли почему-то еще.Индейцам, понятно, Данбар не нравится. Для них он – символ всего того, что несут белые люди, а ничего хорошего они не несут априори. Они травят одинокого лейтенанта – и в конце концов тот, приодевшись, с флагом США наперевес, отправляется в племя…
Дальнейшая история всем известна, и это за нее «Танцы с волками» получили семь "Оскаров" из 12 номинаций. Она – о том, как хороший офицер, мучимый неизжитыми комплексами чести благородства, вживается в племя в поисках отсутствующей в его мире гармонии и естественности. И даже столкнувшись со своими соплеменниками, пришедшими-таки на земли сиу, он, получивший имя "Танцующий с волками", уже не чувствует себя обязанным им и своей стране хоть чем-то…


Это очень противоречивое кино. Это кино про одиночество, лучшую и главную форму существования человека. Это фильм – про взаимопроникновение культур. Это фильм про доверие, которое дается невероятно дорого, стоит огромных усилий и может быть уничтожено не словом даже – взглядом, звуком. Это фильм про человека, который решил остаться человеком, но не смог, когда был убит его главный друг – волк с теми самыми белыми носочками. Поэтому ли киноакадемики так вознаградили фильм Костнера? Поняли ли они, что он – о той трещине, которая проходит через сердце каждого человека, узнавшего о возможности иной, чем он привык, жизни, и необходимости сделать главный свой выбор, который в любом случае будет неверным?На этот вопрос нет ответа, как нет его и на другой – понял ли сам Кевин Костнер, про что он снял фильм. Сегодня "Танцы с волками" почти что забыты, они кажутся нелепым монументальным памятником рубежу 80-х/90-х, памятником превратно понятой межрасовой и межвидовой толерантности. Но это не так. Главная история фильма — о том, что в битве человека с другим человеком (неважно за что) всегда проигрывает человеческий род, жертвуя еще одним клочком собственной свободы. И изменить хоть что-нибудь могли бы, наверное, волки, возжелай они эволюционировать до разумных существ. Но – не возжелали, остались свободными.
В отличие от людей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий