воскресенье, 28 февраля 2016 г.

"Шульце меняет профессию" (Германия, 2003)


Шульце меняет профессию
Shultze Gets The Blues
Режиссер Михаэль Шорр
Германия, 2003

Вот Шульце – толстый немец с удочкой в одной руке и аккордеоном в другой. У него все упорядочено, все проверенно и размерено: работа в соляной шахте, пивная, аккордеон, рыбалка, ежегодные конкурсы народной песни, на которых он привычно побеждает. Но однажды старый холостяк Шульце выходит на пенсию, и ритм его жизни непоправимо меняется; из привычных шестеренок выдернута одна, и это на первых порах незаметно. Но потом Шульце слышит по радио блюз (на самом деле – зайдеко, луизианское ответвление классического блюза с прыгающим ритмом и солирующим аккордеоном) – и жизнь его непоправимо меняется. На конкурсе он вместо классической польки выдает, к ужасу и недоумению собравшихся, заокеанские переборы. Казалось бы, временное помешательство – но Шульце идет дальше: он уезжает за океан. И пусть едет он на фестиваль немецкого фольклора в Техас, представлять родной клуб народной песни, сердце тянет его на родину музыки, которую он внезапно и навсегда полюбил.


Только не надо говорить, что это кино о разрыве шаблона; да, и об этом тоже, но не только. Это история сродни джармушевскому «Мертвецу», хоть она и вполовину не такая драматичная. Просто пожилой толстый немец бросает все на свете ради луизианских болот, москитов и музыки зайдеко – и умирает вдали от родины. Зачем? Да потому что раз в жизни надо хоть что-то изменить. И, кстати, старые кореша, отправляясь на панихиду по Шульце, не осуждают и не жалеют его. Человек умер там, где хотел, - что тут еще сказать. Вот только зачем нужно было ждать этой перемены всю жизнь – вот это вопрос. Хотя и на него, наверное, есть ответ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий