Basquiat
Режиссер Джулиан Шнабель
США, 1996 год
Темнокожий парень идет по улицам Нью-Йорка, приплясывая и время от времени воздевая руки вверх. Нет, он не молится: в руке у него - баллончик с краской, время он времени он выводит на глухих стенах фразы, довольно бессмысленные. Но для парня в них скрыты почти сакральные истины. Через год «Вилледж Войс» напишет о них большую статью. Через три года парень соберет свою панк-группу, в которой будет играть, помимо прочих, актер Винсент Галло. Через четыре про него напишет влиятельный журнал «Арт-Форум». Через шесть он примкнет к группе художников -неоэкспрессионистов, познакомится с Энди Уорхолом и Дэвидом Боуи. Через девять появится на обложке «Нью Йорк Тайме Мэгезин». Через двенадцать - умрет от передозировки. Его зовут Жан-Мишель Баския.
Джулиан Шнабель, режиссер этого фильма, еще и художник. Он сам был участником той самой группы неоэкспрессионистов, дружил с уличным гением-полукровкой (отец Баския был гаитянцем, мать - пуэрториканкой), знавал и Боуи, и Уорхола. «Баския» стал его дебютом на режиссерском поприще.
О котором, конечно, забывать ни в коем случае нельзя. Ибо судьба Жана-Мишеля, полиглота, умницы, уличного гения, так и не понявшего, что с ним произошло, что делать с этой внезапно обрушившейся на него славой и репутацией поп-иконы, но продолжавшего рисовать - пусть и обряженным в костюм от Армани - это хоть и прямолинейная, но удачная метафора всей судьбы искусства последних лет. И Джеффри Райт под водительством Шнабеля отыгрывает ее почти что навылет.
Стоит вспомнить начало фильма, когда Баския поднимает голову и видит в небе нечто невероятное: серфера, несущегося по облакам... Наверное, режиссера-художника не раз упрекали в избытке романтизма - но он нес это клеймо с достоинством. И годы спустя вылил в знаменитый фильм «Скафандр и бабочка», который... а впрочем, это совсем другая история.
Комментариев нет:
Отправить комментарий