вторник, 2 февраля 2016 г.

"Баския" (США, 1996)

Баския
Basquiat
Режиссер Джулиан Шнабель
США, 1996 год

Темнокожий парень идет по улицам Нью-Йорка, приплясывая и время от времени воздевая руки вверх. Нет, он не молится: в руке у него - баллончик с краской, время он времени он выводит на глухих стенах фразы, довольно бессмысленные. Но для парня в них скрыты почти сакральные истины. Через год «Вилледж Войс» напишет о них большую статью. Через три года парень соберет свою панк-группу, в которой будет играть, помимо прочих, актер Винсент Галло. Через четыре про него напишет влиятельный журнал «Арт-Форум». Через шесть он примкнет к группе художников -неоэкспрессионистов, познакомится с Энди Уорхолом и Дэвидом Боуи. Через девять появится на обложке «Нью Йорк Тайме Мэгезин». Через двенадцать - умрет от передозировки. Его зовут Жан-Мишель Баския.
Джулиан Шнабель, режиссер этого фильма, еще и художник. Он сам был участником той самой группы неоэкспрессионистов, дружил с уличным гением-полукровкой (отец Баския был гаитянцем, мать - пуэрториканкой), знавал и Боуи, и Уорхола. «Баския» стал его дебютом на режиссерском поприще.
Надо сказать, что знание художественного мира Нью-Йорка 70-х - 80-х годов прошлого века вкупе с хорошим вкусом Шнабелю очень помогли. Неюный дебютант, найдя на роль Баския обаятельнейшего Джеффри Райта, недолго думал о том, кто бы мог сыграть Энди Уорхола. Конечно же, Боуи, Дэвид Боуи воплотил на экране образ потомка крестьян-русинов, ставшего самым влиятельных художником второй половины XX века. Великий рок-музыкант, бывший также весьма значимым актером, вошел в образ Уорхола, словно меч в ножны: легкая аутичность, вечный полуиспуг на полумертвом лице, сдержанная суетливость - и невероятно изобретательный, пытливый, парадоксальный ум сыграны им настолько органично и естественно, что временами даже забываешь о главном герое.
О котором, конечно, забывать ни в коем случае нельзя. Ибо судьба Жана-Мишеля, полиглота, умницы, уличного гения, так и не понявшего, что с ним произошло, что делать с этой внезапно обрушившейся на него славой и репутацией поп-иконы, но продолжавшего рисовать - пусть и обряженным в костюм от Армани - это хоть и прямолинейная, но удачная метафора всей судьбы искусства последних лет. И Джеффри Райт под водительством Шнабеля отыгрывает ее почти что навылет.
Стоит вспомнить начало фильма, когда Баския поднимает голову и видит в небе нечто невероятное: серфера, несущегося по облакам... Наверное, режиссера-художника не раз упрекали в избытке романтизма - но он нес это клеймо с достоинством. И годы спустя вылил в знаменитый фильм «Скафандр и бабочка», который... а впрочем, это совсем другая история.

Комментариев нет:

Отправить комментарий