пятница, 12 февраля 2016 г.

"Профессия: репортер" (Италия, Франция, Испания, 1975)

Профессия: репортер
Professione: Reporter
Режиссер Микеланджело Антониони
Италия, Франция, Испания, 1975 год

Этот фильм стал последним в англоязычной трилогии Антониони ("Фотоувеличение", "Забриски-пойнт"). Его трудно уместить в жанровые рамки, определяющие кинематограф сегодня. Это одновременно и триллер, и роуд-муви, и экзистенциальная драма, и трагедия. Снятый по мотивам рассказа Марка Пеплоу, эпигона Пола Боулза и отчасти Грэма Грина, он, в сущности, повествует о простой истине: от себя не убежишь. Уставший и разочарованный репортер Локк (Джек Николсон), снимающий в Сахаре документальный фильм о борьбе местных повстанцев с диктатором, обнаруживает мертвым своего соседа по отелю и под влиянием импульса меняется с ним судьбой: переклеивает фото в паспорте, одевает его одежду, берет его вещи и улетает по его билету. Героя Николсона невероятно опьяняет возможность стряхнуть с себя прах обрыдшей судьбы и начать новую жизнь – но та, как выясняется, несет на себе отягощающие обстоятельства. Покойный поставлял оружие инсургентам – и, будучи не в состоянии продолжить игру, начатую его умершим соседом, Локк повторяет его судьбу – вот только смерть его станет насильственной.
Бывший репортер в чужой личине кружит сперва по Африке, потом по Европе, пытаясь свести концы с концами; он чувствует себя прозревшим слепцом – но прозрение принесло не радость света и цвета, а отвращение от того, что мир куда хуже, чем казался за пеленой слепоты. Но назад возврата нет, а впереди – встреча с агентами диктатора, пара выстрелов и крик случайной подруги (Мария Шнайдер) – того ли ты хотел, репортер Джон Локк, выбирая свою профессию? Или ты оказался просто пассажиром на корабле-чужой судьбе, за сход с которой платят жизнью? Не случайно, наверное, в англоязычных странах этот фильм назывался именно «Пассажир».

Комментариев нет:

Отправить комментарий