Профессия: репортер
Professione: Reporter
Режиссер Микеланджело Антониони
Италия, Франция, Испания, 1975 год
Этот фильм
стал последним в англоязычной трилогии Антониони ("Фотоувеличение", "Забриски-пойнт"). Его трудно уместить в жанровые рамки, определяющие
кинематограф сегодня. Это одновременно и триллер, и роуд-муви, и экзистенциальная драма, и
трагедия. Снятый по мотивам рассказа Марка Пеплоу, эпигона Пола
Боулза и отчасти Грэма Грина, он, в сущности, повествует о простой истине: от
себя не убежишь. Уставший и разочарованный репортер Локк (Джек Николсон),
снимающий в Сахаре документальный фильм о борьбе местных повстанцев с
диктатором, обнаруживает мертвым своего соседа по отелю и под влиянием импульса
меняется с ним судьбой: переклеивает фото в паспорте, одевает его одежду, берет
его вещи и улетает по его билету. Героя Николсона невероятно опьяняет
возможность стряхнуть с себя прах обрыдшей судьбы и начать новую жизнь – но та,
как выясняется, несет на себе отягощающие обстоятельства. Покойный поставлял
оружие инсургентам – и, будучи не в состоянии продолжить игру, начатую его
умершим соседом, Локк повторяет его судьбу – вот только смерть его станет
насильственной.
Бывший репортер в чужой
личине кружит сперва по Африке, потом по Европе, пытаясь свести концы с
концами; он чувствует себя прозревшим слепцом – но прозрение принесло не
радость света и цвета, а отвращение от того, что мир куда хуже, чем казался за
пеленой слепоты. Но назад возврата нет, а впереди – встреча с агентами
диктатора, пара выстрелов и крик случайной подруги (Мария Шнайдер) – того ли ты
хотел, репортер Джон Локк, выбирая свою профессию? Или ты оказался просто
пассажиром на корабле-чужой судьбе, за сход с которой платят жизнью? Не случайно,
наверное, в англоязычных странах этот фильм назывался именно «Пассажир».
Комментариев нет:
Отправить комментарий