среда, 17 февраля 2016 г.

"Кош Ба Кош" (Таджикистан, 1993)

Кош Ба Кош
Режиссер Бахтиер Худойназаров
Таджикистан, 1993 год

Где-то стреляют, настойчиво, но как-то лениво при этом. Внизу течет река — мелкая и грязная. На берегу, присев на корточки, группа мужчин средних лет азартно играет в кости. Нерусские лица, сильный акцент; страсти закипают. Человек по имени Ибрагим стремительно проигрывается; когда кончаются деньги, он ставит на кон «все движимое и недвижимое»... Как пелось в одной старой песне - «если садишься играть с ворами, опасайся за свой кошелек»; когда режиссер Худойназаров снимал этот фильм, песня, видимо, написана еще не была, и потому Ибрагим делает один неправильный ход за другим. И когда приезжает — в этот странный город, в котором по реке плывут трупы, а сено возят на ржавом фуникулере — дочь Ибрагима, умная, эмансипированная, своенравная и гордая девушка, он проигрывает и ее. Однако главный фуникулерщик, бесшабашный и беспутный, забирает девушку к себе. Но на небеса можно только наведаться, оставаться там надолго нельзя...
Весь этот фильм — смех сквозь слезы, своеобразный, задорный и неимоверно грустный реквием по стране, от которой на момент съемок фильма мало что осталось — недаром бывшие душанбинцы не скрывают слез, когда смотрят «Кош ба кош». Дочь Ибрагима сыграла чилийская актриса и режиссер Паолина Галвез, непонятно каким образом встроившись в галлюцинаторную реальность постсоветского Востока. Здесь почти все прекрасно — и принудительная сепия картинки, и смешение языков, и адюльтер в кабинке фуникулера, и музыка Ахмада Бакаева, виртуозно и проникновенно сыгранная гитаристом Иваном Смирновым — в общем, недаром венецианцы отдали фильму «серебряного льва». Ну и напоследок - «Кош ба кош» значит — «давай переиграем?» Говорите так пореже, пожалуйста, потому что число подходов к столику с кармой у каждого человека ограничено, и никто не знает, какому из них суждено стать последним.

Комментариев нет:

Отправить комментарий