Режиссер
Бахтиер Худойназаров
Таджикистан,
1993 год
Где-то
стреляют, настойчиво, но как-то лениво
при этом. Внизу течет река — мелкая и
грязная. На берегу, присев на корточки,
группа мужчин средних лет азартно играет
в кости. Нерусские лица, сильный акцент;
страсти закипают. Человек по имени
Ибрагим стремительно проигрывается;
когда кончаются деньги, он ставит на
кон «все движимое и недвижимое»... Как
пелось в одной старой песне - «если
садишься играть с ворами, опасайся за
свой кошелек»; когда режиссер Худойназаров
снимал этот фильм, песня, видимо, написана
еще не была, и потому Ибрагим делает
один неправильный ход за другим. И когда
приезжает — в этот странный город, в
котором по реке плывут трупы, а сено
возят на ржавом фуникулере — дочь
Ибрагима, умная, эмансипированная,
своенравная и гордая девушка, он
проигрывает и ее. Однако главный
фуникулерщик, бесшабашный и беспутный,
забирает девушку к себе. Но на небеса
можно только наведаться, оставаться
там надолго нельзя...
Весь
этот фильм — смех сквозь слезы,
своеобразный, задорный и неимоверно
грустный реквием по стране, от которой
на момент съемок фильма мало что осталось
— недаром бывшие душанбинцы не скрывают
слез, когда смотрят «Кош ба кош». Дочь
Ибрагима сыграла чилийская актриса и
режиссер Паолина Галвез, непонятно
каким образом встроившись в галлюцинаторную
реальность постсоветского Востока.
Здесь почти все прекрасно — и принудительная
сепия картинки, и смешение языков, и
адюльтер в кабинке фуникулера, и музыка
Ахмада Бакаева, виртуозно и проникновенно сыгранная гитаристом Иваном Смирновым — в общем, недаром
венецианцы отдали фильму «серебряного
льва». Ну и напоследок - «Кош ба кош»
значит — «давай переиграем?» Говорите
так пореже, пожалуйста, потому что число
подходов к столику с кармой у каждого
человека ограничено, и никто не знает,
какому из них суждено стать последним.
Комментариев нет:
Отправить комментарий