Третий фильм режиссера Жалакявичюса стал
самой кассовой литовской картиной. Случилось это наверняка
потому, что, находясь под жестким гнетом
идеологии, фильм этот смог выйти на
высочайший уровень обобщения
даже в названии. Несмотря
на четко расставленные советские
акценты, на четкую дихотомию "черные –
лесные братья, белые – сыновья убитого
ими председателя сельсовета", слово
"никто" в названии уравнивает их всех — тех, кто при иных исторических обстоятельствах
не подумал бы о том, чтобы поднять
друг на друга руку.
Лучши
актерские силы Литвы — Регимантас
Адомайтис, Бруно Оя, Юозас Будрайтис,
Альгимантас Масюлис, Вия Артмане,
Лаймонас Норейка — сошлись в этом фильме,
который, будучи вроде как
сугубо внутренним литовским делом, удивительным образом приобрел популярность в
масштабах всей страны. Нет, понятно, что
он проходил по категории жанровой, что
был таким советским вестерном о кровной
мести четырех сыновей за отца – и, надо
сказать, Жалакявичюс и тут показал себя
большим мастером. Но внутри республики
– а ведь с описываемового времени прошло
всего 20 лет! - этот фильм наверняка
воспринимался иначе, чем везде.
И
в этом — заслуга роли, сыгранной Донатасом
Банионисом.
Его
героя, Вайткуса, ненавидят все – и те,
кто остался в лесу, и их противники. Он,
амнистированный, смертельно уставший
от политики и войны человек, далек и от
озверевших лесных братьев, и от тех, кто
признал новую власть – он сам по себе
и сам за себя, за своего покалеченного
отца, за свою подругу, за жизнь. Он, собственно говоря, и есть
жизнь, этот крестьянин, попавший в
мясорубку истории и вставший монетой
между ее шестеренками. Но мясорубка безжалостна: на нежелание убивать и
умирать она отвечает только смертью.
Именно
об этом снял свой фильм Жалакявичюс, именно это и сыграл Банионис. Никто не хотел умирать, но
умирать приходилось, и единственное,
что оставалось в такой ситуации –
сохранять достоинство.
Банинонис
старался следовать этому правилу всю
жизнь. У него были неудачи, были удачи; он не делил искусство и
кино по национальному или идеологическому
признаку, и потому почти до конца жизни
снимался в том числе и в России. Играл
не схематических героев, а живых людей
из плоти и крови – в “Мертвом сезоне”
ли, ставшем для нашей культуры тем, чем
стали романы Джона Ле Карре для англичан,
в “Бегстве мистера Мак-Кинли”,
полуходульной антиутопии, которую он
превратил в кино, в неплохом вестерне
“Вооружен и очень опасен”... Он как
актер, мог бы стать прекрасной иллюстрацией
к утверждению великого писателя и
гуманиста Гилберта Честертона: "Грубо
говоря, в мире есть три типа людей.
Первый тип — это люди; их больше всего,
и, в сущности, они лучше всех".
В
1965-м, когда “Никто не хотел умирать”
впервые вышел на экраны, эта теза еще
не была напечатана на русском языке, но
смысл ее уже был кристально ясен – и светился в
усталых глазах Вайткуса, героя актера Донатаса Баниониса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий