суббота, 5 августа 2017 г.

Лифт на эшафот (Ascenseur pour l'échafaud) Франция, 1958

Лифт на эшафот
Ascenseur pour l'échafaud
Режиссер Луи Малль
Франция, 1958
Париж, конец 1950-х. Просмотровый зал. В углу на столике – шампанское. Луи Малль, только что закончивший съемки экранизации романа Ноэля Калефа, сидит чуть в глубине комнаты, правее с блокнотом расположился шансонье, джазовый трубач, писатель и журналист Борис Виан. Рядом с Маллем – Жанна Моро. У экрана замер стройный темнокожий человек с огромными глазами; перед ним на столике лежит труба. Человека зовут Майлз Дэвис.
Одесса, 1994-й. Постсоветская здравница у моря производит странное впечатление – но в ней все еще продается поступивший в продажу шесть лет назад винил. В одном из музыкальных магазинов я нахожу невероятные залежи югославских лицензий – и среди прочих выуживаю из стопки пластинку Майлза Дэвиса с саундтреком к «Лифту на эшафот».
Париж, те же 50-е. У жены оружейного и нефтяного магната есть любовник – бывший ветеран Иностранного легиона, парашютист-десантник. Вместе со своей пассией он планирует убийство постылого мужа, которое проходит без сучка и задоринки – но парашютист оставляет свисать из окна кабинета веревку. Возвращаясь за ней, он застревает в лифте, а тем временем его машину с пистолетом в бардачке угоняет бара безбашенных влюбленных. В порыве безнаказанности автоугонщик убивает пару немцев после попытки угнать еще и их машину, и тут вся история безнадежно запутывается – и не распутывается никогда, хотя жертвы и виновники постоянно меняются местами.
И главное тут – безудержная, почти волчья тоска в глазах мечущейся по предутреннему Парижу героини Жанны Моро, которая никак не может понять, куда делся ее возлюбленный, мечущейся под неутолимую трубу Майлза Дэвиса, мечущейся, чтобы узнать всю правду безо всякой возможности доказать ее инспектору, брутально-печальному Лино Вентуре. Да и важна ли она, эта правда, если принцип «Мне отмщение и аз воздам» воплощается во всей полноте, несмотря на любые усилия и попытки.
Экран темнеет. Малль резко встает из кресла, подходит к Дэвису и что-то с ним бурно обсуждает. Моро продолжает потягивать из бокала шампанское; Виан бурно что-то черкает в блокноте.
Затемнение; в зале включается свет.
Кроме нас с вами здесь больше никого нет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий