среда, 28 ноября 2012 г.

Ночь на Земле (США, 1991)


Ночь на Земле
Night On Earth
Режиссер Джим Джармуш
США, 1991 год
Ночь на всей Земле одна, но сама Земля многолика. Примерно так, наверное, можно представить себе этот замысел режиссера Джармуша. Пять городов покрыты ночной мглой, пять таксистов везут по нему своих больных седоков – от Парижа до Рима, от Хельсинки до Лос-Анджелеса, и все они разговаривают друг с другом - но ровным счетом ничего хорошего из этих разговоров не выходит. 
Разве что героиня Вайноны Райдер, задорная Корки, уверенно отвергает заманчивое предложение героини Джины Роулендс, выбирая честную бедность – но именно поэтому лос-анджелесская новелла кажется слабее прочих. Зато слепая парижская красотка в исполнении Беатрис Даль, переломив классовую ненависть таксиста-африканца (его играет тот самый Исаак де Банколе, который потом станет мороженщиком в «Псе-призраке»), окажется куда несчастнее его, и всплеск Сены станет финальной точкой их поездки, а трое мертвецки пьяных финнов, севших в такси, за рулем которого оказывается любимый актер братьев Каурисмяки Матти Пелонпяа, протрезвеют, случайно узнав его немудреную и трагическую историю.

Умрет католический прелат, севший в римскую колымагу охальника и балагура Роберто Бениньи, умрет и останется сидеть на скамейке в  непристойно съехавших с уха темных очках, и только неудачливый, улыбчивый бывший клоун в исполнении Армина Мюллер-Шталя, играющий на двух детских сопелках, уедет в ночь на подпрыгивающей развалюхе, ничего не потеряв – потому что терять ему больше нечего. 
Том Уэйтс, озвучивший это кино, как будто согласен с режиссером в том, что проигравший иногда кое-что получает. Но когда проигрыш – это итог целой жизни, сердце зрителя не может не сжиматься от мысли о том, сколько повседневных трагедий происходит рядом с нами, как они, в сущности, банальны и, что греха таить, временами до колик смешны.

Брат Солнце, сестра Луна (Италия-Великобритания, 1972)


Брат Солнце, сестра Луна
Режиссер Франко Дзефирелли
Италия-Великобритания, 1972 год

Фигура святого Франциска Ассизского невероятно прельстительна для биографов и эссеистов любого рода; несть числа изображений его, существует несколько биографий и ряд романов о нем. Кинематограф, конечно же, тоже не прошел мимо- Франко Дзефирелли был вторым режиссером, попытавшихся отразить образ Франциска на экране. 
«Брат солнце, сестра луна» - это искренняя и не очень удачная попытка подвести общий знаменатель под подвиги святого и движение хиппи, к моменту выхода фильма начавшее увядать, но все еще значимое. В сущности, экранный Франциск, искренне, почти на выдохе сыгранный Грэмом Фолкнером, и есть средневековый хиппи, бунтующий против тогдашней как бы буржуазной среды, в которой вырос. Нет, конечно, все кладут монеты в церковную кружку, но не забывают и о собственной мошне, а призывы юного безумца немедленно расстаться с материальным ради духовного априори встречаются именно как призывы безумца, не более того.
Правда, Фолкнер слишком нежен, слишком чист для настоящего Франциска. Его, как мы знаем, обуревали сильные страсти – те самые, которые в конце концов, горя белым пламенем, и ведут святых на подвиги, вот этого пламени в Фолкнере почти что и нет. Зато он удачно показывает, что Франциск видел мир иным, чем все его окружавшие, и страстно желал  поделиться с ними этим видением. Песни великого фолк-барда Донована, не случайно приглашенного в эту картину, настолько удачно легли в ее ткань, что впоследствии составили полноразмерный альбом, до сих пор имеющий статус культового. 
Лилиана Кавани, женщина противоречивая и страстная, сняла про Франциска два фильма: строгий черно-белый и разнузданный цветной; во втором Франциском был Микки Рурк, которому страстность по понятным причинам удалась более всего прочего. Но за исключением того, что картину Кавани снимал тот же оператор, Эннио Гварниери, что работал с Дзефирелли - это совсем другая история.

пятница, 23 ноября 2012 г.

Морской волк (Германия, 2008)


Морской волк
Der Seewolf
Режиссер Кристоф Шреве
Германия, 2008 год

Известны пять экранизаций романа Джека Лондона, из них, как ни странно, в Германии сделано две – одна с участием Канады и с Тимом Ротом в одной из ролей и, годом раньше, вот эта, телевизионная, но ничуть не менее для нас интересная. А то и более.
Сюжет известен: молодой писатель падает за борт, его вылавливает китобойное судно, на котором у парня не остается вариантов, и он принимает на себя нелегкую судьбу матроса. А командует судном полубезумный капитан, тоталитарный Волк Ларсен (его играет знаменитый Томас Кречманн), царь и бог, любое слово которого – закон для всех. Здесь царят произвол и извращенные законы моря, и то, что Ларсен выковывает из сосунков морских волков, никоим образом не делает его романтическим героем – да вообще никаким героем не делает.

Конфликт сводится к противостоянию Ларсена и писателя Хамфри (в этой роли занят юный Флориан Штеттнер). Ларсен не только силен и жесток – он образован и невероятно циничен, и в финальной сцене, когда он изысканно искушает своего визави – под дулом винтовки, на грани смерти – Кречманн невероятно хорош; но в том-то и дело, что цинику суждено проиграть, а растяпе Хамфри, хоть и вставшему на ноги, но все еще растерянному и нелепому – победить. Не в последний момент потому, что рядом с ним оказывается решительная и красивая женщина – но не только поэтому. А просто потому что так правильно. Потому что природа человека не может бесконечно терпеть ницшеанствующих юберменшей, уверенных в том, что именно они знают, как надо. Кажется, вот от таких некогда предостерегал нас Александр Аркадьевич Галич.

четверг, 22 ноября 2012 г.

Поезд на Юму (США, 2007)

Поезд на Юму
3.10 to Yuma
Режиссер Джеймс Мэнголд
США, 2007


Это – ремейк знаменитого вестерна 1957 года. Только после него я понял, что Рассел Кроу – и правда хороший актер. Эти нависшие брови, этот одновременно загнанный, печальный и вызывающий взгляд я видел в «Гладиаторе», в «Хозяине морей», даже в «Секретах Лос-Анджелеса» – но именно тут они оказались неожиданно к месту. Кроу играет Уэйда, пойманного  бандита, грабителя, бэд боя, говоря языком простых дуалистичных схем американского кинематографа; его антагонистом выступает Кристиан Бэйл, который хорош по определению, еще с «Мио,  мой Мио», в котором была его первая роль. Герой Бэйла – Дэн, лузер в третьей степени: фермер-неудачник, несчастливый в браке, с покалеченной ногой, да и землю вот-вот отберут под железную дорогу; не мудрено, что за обещание не отнимать и 200 долларов в придачу Бен решается конвоировать Уэйда до станции, откуда его повезут на поезде под конвоем уже настоящим. А за ними гонится уэйдовская банда.
К сопровождающим присоединяется сын Дэна; он восторгается Уэйдом, а отца считает, согласно моим предыдущим тезисам, конченым лузером. И, собственно говоря, тут-то и возникает главный конфликт картины: в какой-то момент становится ясно, что не 200 долларов нужны герою Бэйла, а уважение сына, которое по-иному не купишь – об этом он рассказывает своему подопечному. За него, за это уважение он готов положить голову, потому что больше у него ничего нет. И Уэйд, цитирующий Ветхий завет кусками, это, как ни странно, понимает.
Дэна убивают в последний момент, убивает преданный сподвижник Уэйда, на глазах у сына. И, черт возьми, я не понимаю, зачем режиссеру Мэнголду понадобился странный финал с массовым избиением банды ее руководителем и с добровольным пленением последнего – наверное, ради морали, ради чего еще – но в этой истории должна была быть обреченность, должно было быть горе, должна была быть, черт возьми, американская готика – потому что никакого идеализма по отношению к законам жанра к 2007-му ни у кого уже не осталось.
А ничего этого нет. И это страшно обидно.

среда, 21 ноября 2012 г.

Доля ангелов (Франция, 2011)

Доля ангелов
La part des anges
Режиссер Сильвен Моно
Франция, 2011 год

Главное - не перепутать эту милую криминальную комедию с не менее милой, но вовсе не такой криминальной комедией Кена Лоуча - хотя дойдем и до нее. Но тут история куда более камерная: одинокий старикан-фермер Эмиль, бирюк и самогонщик, оказавшийся не в состоянии в одиночку тянуть большое хозяйство на отшибе, продает взбалмошной парижанке, помешанной на натуральном питании, ферму со всем содержимым, чтобы, по настоянию сына, уехать в пансионат для одиноких пожилых людей.
Ночью того же дня, когда подписана купчая, на ферму врывается вооруженный молодой человек с сумкой денег и огнестрельным ранением, принуждает старого самогонщика вынуть пулю и прячет деньги - а к утру умирает, оставляя героя перед невероятным искушением: скрыть происшествие и найти среди выпавшего за ночь снега то самое место, где закопано награбленное...

Старика играет потрясающий Руфус, он же Жак Нарси, - да-да, тот самый отец Амели, человек непростой судьбы: актер, театральный режиссер, автор и исполнитель песен, экологический активист и пилот-любитель. В роли Эмиля он блистателен - стоит восхититься той трогательной интонации, с которой он обращается к умершей жене - "Кажется, я сделаю сейчас большую глупость", той угрюмой настойчивостью, с которой он дырявит лопатой заснеженное поле, тем искренним сожалением, с которым он сбрасывает тело неудачливого грабителя в чан с брагой для самогона: "Сколько хорошей выпивки испорчено!". Волей-неволей зритель становится сообщником Эмиля, и каждый шаг, приближающий его к находке, воспринимает как свою маленькую победу. 
Будет все - и перестрелка, и рев сирены, и пистолет у виска, и тюремное заключение - но все закончится хорошо. Потому что во французских комедиях, даже криминальных, иной исход не предусмотрен.

Продолжение следует!